Привлечение внебюджетных источников финансирования - IT Справочник
Llscompany.ru

IT Справочник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение внебюджетных источников финансирования

Внебюджетное финансирование системы образования

1. Недостаток бюджетного финансирования образования необходимость привлечения дополнительных средств в сферу образования.

2. Внебюджетное финансирование – расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Внебюджетное финансирование – расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

3. Источники поступления внебюджетных средств в образовательное учреждение:

— доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

— доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности;

— добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

Привлечение внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Порядок организации платных образовательных услуг.

1. Правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке.

2. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.

3. В уставе образовательного учреждения необходимо указать перечень дополнительных образовательных услуг. В случае, если указанный в уставе перечень оказывается недостаточным и руководство образовательного учреждения решает ввести еще образовательную услугу, то вначале необходимо внести в устав дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. Если образовательное учреждение желает по окончании обучения выдавать государственные сертификаты установленного образца, то ему необходимо пройти процедуру аттестации и получить свидетельство. По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.

4. Дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.

5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

Основным критерием для разграничения основных образовательных программ, финансируемых из бюджета, и программ дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых, является объем учебных часов. Финансируемых в рамках основных образовательных программ с учетом устанавливаемого государственным образовательным стандартом.

Министерством образования и науки РФ дополнен и конкретизирован перечень дополнительных образовательных услуг:

1) Образовательные и развивающие услуги :

— изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

— репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения;

— различные курсы по: подготовке к поступлению в учебное заведение, изучению иностранных языков, повышению квалификации, переподготовке кадров с освоением новых специальностей (вождение автомобиля, машинопись, например);

— создание студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, то есть всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармонической личности, но не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

— создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

— создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни.

2) Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья и т.д.

К платным государственным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями не могут относиться:

— снижение установленной наполняемости классов или групп, деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

— реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами/классами с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

— факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

— психологическое сопровождение образовательного процесса;

— проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

Законом предусмотрено, что привлечение на эти цели средств потребителей не допускается, в противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Законодательством предоставлено также право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли).

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

— приобретение акций и иных ценных бумаг и получение доходов по ним;

— ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией (изготовление товаров народного потребления, оказание транспортных услуг, осуществление издательской деятельности).

Однако на практике большинство дошкольных и общеобразовательных учреждений занимаются одним – двумя видами предпринимательской деятельности. Самым распространенным является сдача в аренду помещения или транспорта.

Одним из возможных и достаточно популярных способов внебюджетного финансирования является привлечение средств благотворителя или спонсора. В странах Запада благотворительные пожертвования зачастую являются одним из основных источников финансирования образовательного учреждения. В дореволюционной России очень широко было развито меценатство, оказание благотворительной помощи школам, больницам, детским приютам было обязательной статьей расходов многих крупных предприятий. В современной России традиции благотворительности и спонсорства были практически полностью утрачены, и лишь в последние годы можно наблюдать возрождение этого общественного института.

Благотворительность – это бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство.

Благотворительная помощь может быть одноразовой или систематической, материальной или в иной форме. Благотворитель может профинансировать конкретную целевую программу, подарить или разрешить бесплатно или на льготных условиях использовать объекты собственности, оказать помощь непосредственно личной работой, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности, принять на себя затраты по полному бесплатному или частичному содержанию объектов благотворительности и т.д.

Меценатство – абсолютно бескорыстная передача каких-либо финансовых средств или материальных ценностей нуждающемуся в них человеку или организации. Как правило, меценат не заинтересован в том, чтобы его доброе дело получило огласку.

Спонсорство – добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица или учреждения с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т.д. Спонсор в отличие от мецената оказывает помощь не просто так, а ради формирования благоприятного имиджа организации или конкретного человека.

Внебюджетные источники финансирования образовательных организаций

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.06.2018 2018-06-04

Статья просмотрена: 2686 раз

Библиографическое описание:

Баркалова, А. С. Внебюджетные источники финансирования образовательных организаций / А. С. Баркалова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50871/ (дата обращения: 06.04.2020).

Современный уровень развития системы образования города Москвы во многом обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных организаций — введение нормативно-подушевого финансирования 1 , предполагающее направление бюджетных средств от главного распределителя бюджетных средств государственной бюджетной образовательной организации в расчете на контингент последней. В этих условиях важным аспектом управления системой образования Москвы является и реализация принципов самостоятельности в деятельности подведомственных Департаменту образования города Москвы образовательных организациях 2 .

Последнее обеспечило возможность развития образовательными организациями комплекса услуг, предоставляемых за счет получателей услуг, т. е. за счет внебюджетного финансирования.

Внебюджетное финансирование это финансирование, которое получает образовательная организация от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорных отношениях гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги, а именно образовательной услуги.

На сегодняшний день, образовательными организациями города Москвы за счет внебюджетной деятельности обеспечивается пополнение собственного бюджета в среднем на 5 % по отношению к общему объему бюджетному финансированию.

Основными источниками для внебюджетного финансирования образовательных организаций являются:

‒ доходы от реализации дополнительных образовательных услуг;

‒ доходы от родительской платы за присмотр и уход в дошкольных группах и группах продленного дня;

Читать еще:  Самый надежный антивирус для андроид

‒ доходы от реализации иных услуг образовательными организациями, в т. ч. производственной деятельности;

‒ доходы от сдачи в аренду помещений и территорий образовательных организаций.

Таким образом можно отметить, что общий объем поступлений от внебюджетных источников вырос фактически в 3 раза в 2016 году по сравнению с 2010 годом, при этом большая часть составляет доход от оказания платных услуг.

Разберем на примере ряда образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, какие существуют источники внебюджетного финансирования.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия №1517»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 740 млн. руб. 3 , при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 38 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное автономное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 114 млн. руб. 3 , при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 66 млн. руб. (58 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум малого бизнеса №67»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 82 млн. руб. 3 , при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 4 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Важно отметить, что указанный объем доходов от внебюджетной деятельности получен от реализации образовательных услуг или родительской платы за присмотр и уход. При этом в организациях отсутствуют доходы от сдачи в аренду зданий и территорий, добровольных пожертвований и поступлений от реализации ценных бумаг, иных доходы. Таким образом, реализация внебюджетной деятельности и объем получаемых за ее счет финансовых средств может быть оценен как показатель удовлетворенности потребностей жителей Москвы в образовательных услугах.

Стоит отметить, что стоимость платных образовательных услуг, реализуемых образовательными организациями, в обязательном порядке и размер родительской платы за присмотр и уход проходят согласование органами государственно-общественного управления образовательной организации — Управляющим советом.

Финансирование образовательных организаций в полной мере обеспечивает их потребности для дальнейшего успешного функционирования и создания условий для реализации образовательной деятельности и развития. Вместе с тем, средства, полученные из дополнительных источников, могут стать основой для развития образовательной организации, источником для повышения заработной платы и стимулирующих выплат сотрудникам образовательных организаций, развития материально-технической базы.

  1. Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 134-ПП)

Виды внебюджетных средств, источники их поступления.

1) Внебюджетные средства — это денежные средства государства, которые не включаются в государственный бюджет и используются по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, фонд занятости, государственный страховой фонд).

2)Внебюджетные средства могут привлекаться из различных источников:

— проверяются сметы на проектные работы и сметная документация по объектам;

— привлекаются средства, физических лиц и организаций на строительство объектов социальной сферы и благоустройство;

—привлекаются средства организаций для реализации программы ветхого и аварийного жилья;

— вводится усиление контроля за постоянным внесением платежей предприятиями-при-родопользователями, начисление пени за их задержку;

— концертная деятельность музыкальных коллективов и праздничных и юбилейных мероприятий;

3)Выделяют три вида внебюджетных средств:

-специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),

-депозитные (суммы для временного хранения),

-суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).

4) Государство принимает меры экономического обеспечения сохранения и развития культуры в Российской Федерации, к которым относятся:

1) бюджетное финансирование сферы культуры;

2) установление налоговых льгот в сфере культуры;

3) предоставление государственных грантов в сфере культуры;

4) кредитование сферы культуры;

5) государственные инвестиции в сферу культуры;

6) установление особенностей ценообразования в сфере культуры;

7) установление особенностей предоставления услуг в сфере культуры;

8) иные меры экономического регулирования.

Источники финансирования учреждений культуры

Спо́нсор (от лат. spondeo «ручаюсь», «гарантирую») — физическое или юридическое лицо, финансирующее какую-либо деятельность как физических, так и юридических лиц.

Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) — процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом.(см.билет про фандрейзинг)

14. Методика бизнес-планирования.

1)Бизнес-план используется в следующих целях:

− поиска потенциального инвестора и привлечения внешних источников финансирования для реализации конкретного проекта;

− получения кредитных ресурсов;

− поиска партнера и совместного ведения бизнеса;

− проверки реализуемости и экономической эффективности предпринимательских проектов;

− кратко- и среднесрочного планирования деятельности предприятия.

С учетом конкретной цели разработки бизнес-плана определяется его содержание, структура, объем и уровень детализации экономических и финансовых расчетов.

2)Методики бизнес- планирования

На сегодняшний день существует большое количество методик бизнес- планирования.

1. международные методики (методики соответствующие существующим международным стандартам и требованиям международных организаций);

2. государственные (методики федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления);

3. корпоративные (методики, формируемые с учетом требований конкретных банков, инвестиционных и финансовых корпораций).

3)Примерная структура:

1. Вступление (резюме) — короткое изложение всего плана.

2. Характеристика предприятия и отрасли — отражаются важнейшие экономические характеристики предприятия, имеющие отношения к новому проекту: экономические и финансовые данные, качественный и количественный состав топ — менеджеров и работников предприятия, основные достижения компании и перспективы. При характеристике отрасли в целом, кратко описывается положение дел в ней, а также показываются производственные и иные связи компании.

3. Описание нового продукта — сообщается об особенностях новинки, перечисляются ее новые стороны, ее отличие от продукции конкурентов. Указываются технологические вопросы и новации, которые будут применяться при выпуске нового продукта. Необходимо отметить все достоинства нового продукта.

4. Маркетинг и сбытовая политика — что заставит потребителей приобрести именно Ваш товар или услугу. Обзор планируемых рекламных мероприятий по продвижению нового продукта, рассказ о путях продаж, отчет о проведенных опросах потребителей с целью выяснения имиджевых предпочтений и т.п.

5. Производственный раздел — отражаются специфические вопросы оптимизации нового производства, данные о процессах производства, о поставках нужного сырья или ингредиентов для нового изделия, планируемые сроки доставки новинки в торговую сеть и т.п.

6. Организационные мероприятия — данные о разработчиках проекта и о тех, кто будет заниматься его внедрением в жизнь.

7. Финансовые данные — отображаются основные финансовые аспекты

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1941 ;

Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений (И.В. Миргалеева, «Актуальные проблемы экономики и права», N 1, январь-март 2009 г.)

Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений

В статье рассмотрены автономные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации, и их особенности. Выделены проблемные моменты, предлагаются направления совершенствования финансового механизма автономных учреждений.

Каждое автономное учреждение является некоммерческой организацией. Вместе с тем оно может заниматься и предпринимательской деятельностью, которая будет направлена на систематическое получение прибыли автономным учреждением от платного оказания услуг, выполнения работ, производных от основных видов работ или услуг автономного учреждения. В Законе «Об автономных учреждениях» подробно указаны те основные виды деятельности автономного учреждения, которыми оно может заниматься. Это выполнение работ и оказание услуг в определенных областях общественных отношений: науки, образования, культуры, социальной защиты и занятости населения в РФ, а также здравоохранения, физической культуры и спорта. Приведенные основные направления деятельности довольно широки по своему содержанию, поскольку автономное учреждение, в рамках одного только здравоохранения, к примеру, может оказывать самые разные услуги.

Читать еще:  Утилита для удаления вирусов

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС ред. 1), введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст., предусматривает в разделе «М» 26 видов экономической деятельности в области образования. Ими, в том числе, может заниматься и автономное учреждение. Также в разделе «N» по здравоохранению предусмотрено 18 видов экономической деятельности.

Доходы, полученные автономным учреждением от предпринимательской деятельности, являются внебюджетными источниками финансирования их деятельности.

Механизм привлечения средств из внебюджетных источников предполагает использование как традиционных, так и альтернативных инструментов, спектр которых представлен на рис. 1.

Цены услуг по договорам и контрактам определяются на рыночных принципах. При этом автономные учреждения могут использовать следующие методы ценообразования:

— по полным издержкам;

— по маржинальным (предельным) издержкам;

— по рентабельности (доходности) инвестиций в данный вид услуг;

— по маркетинговым (рыночным) оценкам.

«Рис. 1. Источники внебюджетного финансирования автономных учреждений»

Цены услуг по договорам и контрактам определяются на рыночных принципах. При этом автономные учреждения могут использовать следующие методы ценообразования:

— по полным издержкам;

— по маржинальным (предельным) издержкам;

— по рентабельности (доходности) инвестиций в данный вид услуг;

— по маркетинговым (рыночным) оценкам.

В отношении автономных учреждений, которые будут заниматься оказанием услуг по медицинскому обслуживанию населения, возможно планирование как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования, при этом необходимо учитывать, что оказание медицинских услуг и их перечень регулируется нормами российского законодательства, а внебюджетное финансирование должно охватывать только перечень дополнительных услуг, не включенных в установленный перечень.

Автономные учреждения имеют право осуществлять заимствования на финансовом рынке в форме кредитов банков. Кредиты банков привлекаются на общих условиях, определенных Гражданским кодексом РФ, банковским законодательством, нормативными документами Центрального банка, положениями и инструкциями банка-кредитора. Обеспечением по банковскому кредиту может служить имущество (муниципального) автономного учреждения, поручительства третьих лиц, а в отдельных случаях, если речь идет о реализации проектов, имеющих важное социально-экономическое значение, — государственная или муниципальная гарантия.

Бюджетные и внебюджетные средства используются автономным учреждением в соответствии с финансовым планом, составляемым самостоятельно. Форма финансового плана, его название, перечень показателей, их группировка определяются автономным учреждением самостоятельно. В финансовом плане одновременно отражаются поступления из всех источников — как бюджетных, так и внебюджетных. Финансовый план утверждается руководителем автономного учреждения и является основанием для расходования средств.

В соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» альтернативным источником финансирования автономных учреждений призван стать целевой капитал.

Эндаумент (англ. endowment) — целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент — это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило, общественно значимые. Эндаумент-фонд создается преимущественно за счет добровольных пожертвований и состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования основной суммы эндаумента. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств.

Эндаумент призван обеспечить:

— частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;

— финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

— формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности.

Механизм создания эндаумент-фондов широко распространен в зарубежной практике как один из наиболее эффективных механизмов финансирования деятельности образовательных учреждений за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц. Так, в США эндаументы есть у многих религиозных и образовательных объединений, доходы от которых используются для реализации приоритетных направлений деятельности таких учреждений, в том числе для снижения стоимости обучения и привлечения одаренных студентов.

Закон устанавливает, что такие некоммерческие организации (далее — НКО), как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация, могут получать пожертвования, формирующие целевой капитал, который не расходуется на текущие нужды НКО, а используется для извлечения дохода. Этот доход расходуется на финансирование уставной (некоммерческой) деятельности НКО.

Основной проблемой формирования целевого капитала для автономных учреждений является поиск потенциальных благотворителей и жертвователей, которых действующее законодательство никоим образом не стимулирует на подобного рода вложения средств в образовательные учреждения.

В настоящее время Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» предусмотрены две модели формирования целевого капитала.

Модель 1. Некоммерческая организация (собственник целевого капитала), созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной или религиозной организации (объединения) формирует целевой капитал за счет пожертвований.

Модель 2. Целевой капитал формирует специализированная организация управления целевым капиталом, созданная в организационно-правовой форме фонда исключительно с целью формирования целевого капитала и использования (распределения) доходов от него в пользу иных получателей дохода от этого капитала. Денежные средства и иное имущество, полученное для создания (пополнения) целевого капитала, будут отнесены к целевым поступлениям фонда, не учитываемым при определении доходов для налогообложения прибыли.

Целесообразно предложить еще одну модель, при которой сама организация-собственник целевого капитала размещает его в виде финансовых вложений. В предлагаемом варианте предусмотрено, что поступающие от размещения целевого капитала доходы частично используются организацией-собственником, а частично перераспределяются среди прочих благополучателей — некоммерческих организаций и физических лиц.

Доход от целевого капитала Закон N 275-ФЗ определяет как доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получателям дохода от целевого капитала.

Автономные учреждения, как и бюджетные, не входят в число собственников целевого капитала. Однако получателями дохода от него они могут стать, поскольку согласно Закону N 275-ФЗ получателей дохода от целевого капитала может быть гораздо больше, чем непосредственно его собственников. Поэтому предусмотрено создание специализированных Организаций управления целевым капиталом, которые могут быть созданы только в организационно-правовой форме фонда. Механизм создания целевого капитала является наиболее благоприятным с точки зрения налогообложения и возможностей контроля.

В Законе предусмотрен и механизм контроля за использованием пожертвованных средств. Механизм этот реализуется через так называемый Совет по использованию целевого капитала, который формируется как орган либо специализированная организация, являющаяся собственником целевого капитала и состоит из представителей фирм-доноров, организаций-получателей средств и представителей общественности. Таким образом, новый Закон снимает два главных препятствия на пути развития массовой благотворительности в России: двойное налогообложение и бесконтрольность в использовании пожертвованных средств.

Круг возможных получателей средств по новому Закону ограничен. Это будут организации и учреждения, действующие в сферах образования, науки, здравоохранения, социальной помощи, культуры, искусства и архивного дела. Именно вышеперечисленные направления деятельности, при важности всех прочих, формируют социальный климат в обществе. И, конечно, не случайно по двум из названных направлений реализуются приоритетные национальные проекты — «Образование» и «Здоровье».

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе реализовать механизм целевого капитала только через деятельность специализированной организации управления целевым капиталом (специализированная организация).

Минимальная сумма целевого капитала — 3 млн.руб. На сбор этой суммы отводится год. Аккумулированный таким образом целевой капитал подлежит инвестированию, что должно обеспечить получение регулярного дохода. В течение 3 месяцев с момента накопления установленной суммы фонд обязан выбрать управляющую компанию. Скорее всего, это будут те же управляющие компании, которые в настоящий момент допущены к инвестированию пенсионных накоплений. Доходы, полученные от доверительного управления целевым капиталом, а также часть имущества, составляющая целевой капитал, передаются получателям дохода от целевого капитала в установленном порядке. Доход будет направляться на благотворительные цели с учетом требований жертвователя.

Эндаументы имеют два несомненных достоинства. Они обеспечивают повышение финансовой самостоятельности некоммерческой организации в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем объеме доходов. И дают возможность долгосрочного планирования деятельности некоммерческой организации, поскольку представляют собой долговременный источник финансирования.

Читать еще:  Знакомства по увлечениям

Таким образом, автономное учреждение может стать получателем дохода от целевого капитала в том случае, если жертвователь заключит договор пожертвования со специализированной организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала, получателем дохода при этом укажет автономное учреждение. Жертвователь может также оставить завещание, в котором наследником определит специализированную организацию, а получателем — автономное учреждение.

кандидат экономических наук, доцент

Научный журнал «Актуальные проблемы экономики и права», N 1, январь-март 2009 г.

1. Булаев Н. Автономное учреждение как субъект деятельности в российской системе образования // Народное образование. — N 4. — 2007. — С. 11.

2. Шишкин А.Г., Шишкина А.Е. Финансирование системы профессионального образования // Финансы. — N 8. — 2007. — С. 16-19.

3. Солянникова С.П. Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на высшее профессиональное образование на основе нормативов подушевого финансирования // Финансы и кредит. — 2008. — N 7. — С. 26-31.

4. Гуртов В.О., Сигорова С. О финансировании образования // Финансы. — 2006. — N 8. — С. 49-52.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений

И.В. Миргалеева — кандидат экономических наук, доцент

Внебюджетное финансирование системы образования

1. Недостаток бюджетного финансирования образования необходимость привлечения дополнительных средств в сферу образования.

2. Внебюджетное финансирование – расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Внебюджетное финансирование – расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

3. Источники поступления внебюджетных средств в образовательное учреждение:

— доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

— доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности;

— добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

Привлечение внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Порядок организации платных образовательных услуг.

1. Правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке.

2. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.

3. В уставе образовательного учреждения необходимо указать перечень дополнительных образовательных услуг. В случае, если указанный в уставе перечень оказывается недостаточным и руководство образовательного учреждения решает ввести еще образовательную услугу, то вначале необходимо внести в устав дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. Если образовательное учреждение желает по окончании обучения выдавать государственные сертификаты установленного образца, то ему необходимо пройти процедуру аттестации и получить свидетельство. По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.

4. Дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.

5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

Основным критерием для разграничения основных образовательных программ, финансируемых из бюджета, и программ дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых, является объем учебных часов. Финансируемых в рамках основных образовательных программ с учетом устанавливаемого государственным образовательным стандартом.

Министерством образования и науки РФ дополнен и конкретизирован перечень дополнительных образовательных услуг:

1) Образовательные и развивающие услуги :

— изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

— репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения;

— различные курсы по: подготовке к поступлению в учебное заведение, изучению иностранных языков, повышению квалификации, переподготовке кадров с освоением новых специальностей (вождение автомобиля, машинопись, например);

— создание студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, то есть всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармонической личности, но не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

— создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

— создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни.

2) Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья и т.д.

К платным государственным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями не могут относиться:

— снижение установленной наполняемости классов или групп, деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

— реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами/классами с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

— факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

— психологическое сопровождение образовательного процесса;

— проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

Законом предусмотрено, что привлечение на эти цели средств потребителей не допускается, в противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Законодательством предоставлено также право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли).

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

— приобретение акций и иных ценных бумаг и получение доходов по ним;

— ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией (изготовление товаров народного потребления, оказание транспортных услуг, осуществление издательской деятельности).

Однако на практике большинство дошкольных и общеобразовательных учреждений занимаются одним – двумя видами предпринимательской деятельности. Самым распространенным является сдача в аренду помещения или транспорта.

Одним из возможных и достаточно популярных способов внебюджетного финансирования является привлечение средств благотворителя или спонсора. В странах Запада благотворительные пожертвования зачастую являются одним из основных источников финансирования образовательного учреждения. В дореволюционной России очень широко было развито меценатство, оказание благотворительной помощи школам, больницам, детским приютам было обязательной статьей расходов многих крупных предприятий. В современной России традиции благотворительности и спонсорства были практически полностью утрачены, и лишь в последние годы можно наблюдать возрождение этого общественного института.

Благотворительность – это бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство.

Благотворительная помощь может быть одноразовой или систематической, материальной или в иной форме. Благотворитель может профинансировать конкретную целевую программу, подарить или разрешить бесплатно или на льготных условиях использовать объекты собственности, оказать помощь непосредственно личной работой, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности, принять на себя затраты по полному бесплатному или частичному содержанию объектов благотворительности и т.д.

Меценатство – абсолютно бескорыстная передача каких-либо финансовых средств или материальных ценностей нуждающемуся в них человеку или организации. Как правило, меценат не заинтересован в том, чтобы его доброе дело получило огласку.

Спонсорство – добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица или учреждения с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т.д. Спонсор в отличие от мецената оказывает помощь не просто так, а ради формирования благоприятного имиджа организации или конкретного человека.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector